Церкви и храмы Тбилиси

Самые известные церкви и храмы Тбилиси:

Атешга — название храма церкви огнепоклонников в Тбилиси. Оно происходит от персидского «атеш-кяде», означающего «храм огнепоклонников». В одном из сохранившихся в Иране атеш-кяде в полутемной молельне на особом возвышении постоянно горит огонь. У «священного огня» дежурит жрец, который не дает огню погаснуть. В Тбилиси, в Клдисубани, сохранилась лишь фрагменты возведенного па возвышении четырехугольного здания. По сведениям Платона Иоселиани, капище огнепоклонников на этом месте стояло с древних времен. По его же данным, в 20-х годах XVIII века на этом месте была основана мечеть, которая была разрушена после изгнания турок в 1735 г. В XIX в. здание одно время находилось в частном владении. Так или иначе, древнее название за зданием сохранилось.

Бетлеми (Вифлеемская церковь) — в Тбилиси первоначальное название храма, ныне именуемого Петхаипом. По- еврейски «бетил», «бетлем» означает «божий дом». Беит-лехм, или Бетлехем был иудейским городом в южной Палестине (нынешняя Иордания), который, по Библии, являлся родиной Давида и где. по Евангелию, родился Христос. От этого «святого места» и происходит название Тбилисской церкви. По преданию, в Тбилиси основание церкви было заложено при Вахтанге Горгасале. Дошедшее же до нас со множеством переделок (особенно в интерьере) здание построил князь Гиви Амилахвари в 1740 г. Гиви Амилахвари был видным политическим и военным деятелем, восстановившим большое количество церквей в Грузии. в дальнейшем Бетлеми приобретает армянская община , и с тех пор она называется Петхаином. Колокольня, стоящая вблизи церкви, построена в Тбилиси в XVII веке.
Церкви и храмы Тбилиси. Бетлеми (Вифлеемская церковь)

Джварисмама — небольшая купольная церковь стоит в Тбилиси у пересечения улиц Леселидзе и Рижинашвили. Храм, в качестве подворья для иноков грузинских монастырей в Иерусалиме и в том числе монастыря св. Креста, был построен в V веке. Отсюда и название церкви. В Грузии «Джвари» в переводе с грузинского означает «крест». Первую церковь разрушили монголы. На ее месте в XVI г. построили новую, разрушенную персами в 1795 г. Она была восстановлена в 1825 г. Скромным украшением фасадов служат выложенные в кирпиче кресты.

Могнин -армянская церковь в Тбилиси. По утверждению историка XIX в. Платона Иоселиани, за образец церкви был принят Эчмиадзинский храм. Французский путешественник Жан Шарден (XVII в.) рассказывает услышанную где-то легенду, связанную с названием церкви: «Могнин — название одного армянского селения близ Еревана, где по преданиям долго хранился череп св. Георгия; но когда часть этого черепа перенесли в упомянутую церковь, то и ее назвали именем той местности, откуда перенесли часть черепа». До последнего времени здесь стояли дне церкви: Большой и Малый Могнин. Большая церковь построена в Тбилиси в 1751 г.

Норашен — в Тбилиси это армяно-григорианская церковь — на улицу Леселидзе выходит восточным фасадом. Эта церковь центрально-купольная в Тбилиси. Роспись стен интерьера выполнена в 1840-х годах. Название церкви армянского происхождения и означает «новое строение». Существующую на этом же месте и под аналогичным названием церковь упоминает Жан Шарден. Дошедший до нас храм датируется 1793 годом.

Сиони — тбилисский кафедральный собор, построенный во имя Успения Богородицы, назван именем Иерусалимского Сиона. В Грузии, как и в других христианских странах, часто встречаются названия, повторяющие наименования «святых мест» и храмов Палестины и Греции (Бетаниа, Вифлеем, Святая гора и др.). Следует отметить, что «Сиони» есть >>>

Анчисхати представляет в Тбилиси трехнефную базилику — значительный памятник грузинской раннехристианской архитектуры. В течение веков базилика Анчисхати меняла свой облик, особенно сильным переделкам она подверглась в XVII в. при проведении восстановительных работ. Изменения коснулись, как внешнего вида, так и интерьера, особенно верхних частей сооружения.

Церковь св. Георгия стоит в Тбилиси вблизи площади Ираклия, от которой ее отделяет здание театрального музея. На улицу Шавтели выходит восточный фасад церкви. На этом месте со времени переноса столицы из Мцхета в Тбилиси стоял один из крупнейших храмов города, который в XIV в. разрушили монголы. В конце 40-х годов XVII столетия по указу царя Ростома, из камней разрушенного храма начали строить три церкви: Благовещения на Царской площади, Крестителя напротив дворца Ростома и придворную св. Георгия. Строительство последней было завершено царевичем Свимоном в 1710 г. Сегодня в Тбилиси на фасадах церкви и возведенной над западной стороной колокольне явственно прослеживаются переделки XIX века. В прошлом веке в Тбилиси во дворе церкви случайно обнаружили склеп, построенный из пяти монолитов.

Церкви и храмы Тбилиси. Церковь св. Георгия
Цихис-дид и-эклесиа (Большая крепостная церковь) св. Георгия относится к храмам Тбилиси, перешедшим во владение армянской общины, и называется «Сурб-Геворк». Храм стоит к юго-западу от площади на возвышении и соединяется с ней с помощью лестницы. Трудно установить время постройки первой церкви на этом месте. По некоторым сведениям, церковь возобновлялась в Тбилиси в XII в. С тех пор храм не раз разрушали и восстанавливали. Он находился в пределах Нижней крепости. Крепостная степа, отделяющая Нижнюю крепость от Кала, проходила в непосредственной близости от церкви, по линии нынешнего 1-го переулка Вахтанга Горгасала. Название церкви в Тбилиси объясняется тем, что в пределах «крепости находилась еще одна, меньшая по объему церковь, которую называли «Малой». Долгое время крепостью владели персы. После их изгнания в 1748 г. здание вернули армянской общине. По преданию, во дворе церкви был убит Саят-Иова.