История Тбилиси с древних времен по XIX век

На наш взгляд история Тбилиси наиболее интересна в период древнейших времен каменного века и до эпохи революции 1917г. Поэтому наш рассказ не касается истории Тбилиси в период СССР, т.к. эту информацию можно найти без проблем во всех учебниках того времени, что менее всего интересно. А информация в средние века практически отсутствует, а данный период наиболее интересен в жизни столицы Грузии.
Археологи, все глубже проникающие в тайну веков неподалеку от Тбилиси нашли останки человекообразной обезьяны — удабнопитека. Это открытие, вошедшее в анналы мировой палеонтологии, наводит на мысль, что территория Грузии была одни из очагов формирования и развития первобытного человека. Ученые считают, что на территории современного Тбилиси человек обитал еще 5-6 тысячелетий назад.
Поселения и могильники культуры энеолита и последующих древнейших эпох обнаружены во многих частях города (Грма-Геле, Делиси, Дидубе, Дигоми, Сабуртало, Поничала). Их общее число превышает 130. Укрытая горами, богатая теплыми источниками и лесами, изобиловавшими, как говорит народная молва, зверем и дичью, котловина по берегам Куры, было очень удобно для заселения, причем чем это удобство усиливалось возможностью хорошей переправы у Метехской скалы. Поселившись в этих мостах, человек никогда их не покидал.

Грузинское слово «тбили» значит теплый, теплая, теплое. Несомненно, что именно от чудесных теплых источников вдет название этого прекрасного города. Уже в сомом названии — Тбилиси — заключена магическая сила притяжения. С давних времен, подобно приветливо горящему домашнему очагу, это слово излучает теплоту, обещает гостеприимство и радость встречи.

Колыбель Тбилиси — это амфитеатрообразный участок нынешних серных бань. С незапамятных времен его покой надежно ограждали Солалакский гребень, гора Таборе и бурливая река Кура. 1300 лет до нашей эры на этом место, у впадения Цавкисисцкали в Куру, уже существовало одно из первых поселений, основанных могущественным и многочисленным грозным племенем — картлийцами, которых древнеримские историки именуют иберами. Вековая привязанность древнейших грузин к своему поселению определялась его естественной защищенностью, что было весьма существенным фактором в эпоху разложения первобытнообщинного строя и становления раннего рабовладельческого античного государства. К тому же через поселение пролегала кочевая дорога древнейших скотоводов к богатым пастбищам Триалетского нагорья.

Находки археологов (в основном, нумизматические) доказывают, что еще в III- II вв. до нашей эры Тбилиси имел торговые связи с Парфянским и Боспорским царствами. Быстрый рост молодого города, многолюдность, богатство, выгодное стратегическое положение превратили его в царствование Вараз-Бакара (379—393гг) в «город-крепость». Так именует Тбилиси автор древнейшей хроники «Обращение Грузии». Впервые Тбилиси упоминается в грузинских летописях в связи с событиями, происходившими в IV столетии. Он играл важную оборонительную роль в борьбе грузинского народа с войсками тогдашней Персии.

Нетленная народная память донесла до наших дней легенду о том, как царь Вахтанг Горгасали (446-502) со своей свитой однажды охотился в окрестностях Тбилиси. Преследуя дичь в непроходимом лесу Царь потерял из виду остальных охотников. Внезапно из кустов вылетел фазан и царь поразил его стрелой. когда спешившись он хотел подобрать добычу, то обнаружил, что раненый фазан, попав в источник, исцелился. Отставшая свита нашла своего повелителя в думах над горячим ключом. По-видимому царь свойства теплой воды показались очень привлекательными и он объявил о своем решении перенести царскую резиденцию из Мцхета в Тбилиси. Временем
превращения Тбилиси в столицу Грузни по традиции считается 458 год.

Так это или было несколько иначе, но Вахтанг Горгасали начал интенсивно отстраивать полуразрушенный персами город. «Мцхета редела, а Тбилиси усиливался; Армази разорялся, в Кала отстраивалась», — сообщает летопись «Картлис цховреба» («Житие Грузии»). Но Вахтангу полостью осуществить задуманное не удалось, в 503 году он был убит. Его летописец Джуаншер пишет, что наследник Вахтанга, царь Дачи Уджармели в начале VI века «закончил стены Тбилиси и, как было велено отцом, оформил его в дом царский».

Укрепленный столичный город в долине Куры представлял собой, как бы ворота, прикрывавшие вход с юго-востока в центральные области Грузии. Тбилиси стал важным политическим, военным, культурным и торгово- ремесленным центром сначала Восточной Грузни, а с XII столетия всей Грузии. В течение многих столетии, вплоть до эпохи великих географических открытий, он держал под своим контролем главные, наиболее удобные и безопасные караванные пути, ведущие от Черного моря в Персию и Индию, в Северную Албанию (Азербайджан), на юг в Византию и Аравию, на север в русские удельные княжества. В иностранных источниках первое письменное упоминание о Тбилиси относится к 1-й половине IV века, римский географ Касториус, составляя карту торговых путей и городов, отметил на ней Тбилиси под названием Пиладо. О том, что столицей иберов была Типилиса, первым сообщает византийский историк VI века Феофан. А армянский историк Моисей Катанкатваци, рассказывая о длительной осаде в 625 — 627 гг и взятии города византийцами и хазарами, уже именует Тбилиси «торговым, большим и славным городом».В жизни древнего Тбилиси война была частым явлением. С 625 — 1795 год жителям города пришлось вынести не один десяток опустошительных нашествий. Близкий сосед — древний Рустави (Бостан-калаки) так и не поднялся после многократного разорения арабами и монголами и по свидетельству Вахушти Бегратиони с 1265г. перестал существовать. А Тбилиси выстоял! По этому поводу нашел московский городовед Георгий Лаппо: «Вырвать корни, дававшие жизнь этому выдающемуся городу, завоеватели не смогли». История Тбилиси — это сказание о мужестве народа, который почти полторы тысячи лет вел борьбу за свою свободу и независимость.

Плачевно для Тбилиси закончилось вторжение арабов, которые утвердились в нем с конца 30-х гг. VIII века. Из столицы Восточной Грузии он превратился в центр Тбилисского Эмирата — одну из составных частей огромного арабского халифата. Восстания против поработителей жестоко подавлялись. в 853 году арабское войско во главе с Буга Турком предало Тбилиси огню и мечу и, как сообщает арабский историк Ат-Табари, истребило до 50 000 его жителей.

Ослабление власти тбилисского эмира позволило городу добиться статуса самостоятельного управления, а с середины XI века представители городского управления полностью взяли власть в свои руки. Тбилиси на время стал городом-республикой, городом- коммуной, которым управляли старейшины — выборные лица из числя купеческо- ростовщической и ремесленно-цеховой верхушки.

400 лет хозяйничали в городе арабские эмиры. Бедственное положение усугубили начавшиеся в 1065 году вторжения кочевых племен сельджуков. Царь Давид IV Строитель (1089 — 1125гг) смело вступил в борьбу с врагом и хаосом феодальной раздробленности — наследием арабского владычества. В 1121 году под его предводительством грузинское войско разгромило многочисленные орды сельджуков, а год спустя в 1122 г. после изгнания эмиров, Тбилиси стал столицей единого Грузинскою царства — самого могущественного государства Передней Азии, занимавшего значительную часть территории между Черным и Каспийским морями.

XII и первая часть XIII столетия были подлинным взлетом феодального Тбилиси, обусловленным Экономическими и военно-политическими успехами грузинского государства. 0 правление царицы Тамары (1184—1213), которую летописцы характеризуют, как самую могущественную, гостеприимную и щедрую правительницу среди государей той эпохи, и ее сына Георгия IV Лаша, Тбилиси становится одним из крупнейших и благоустроенных средневековых городов. Знаменитый венецианец Марко Поло писал, что в Грузии «есть прекрасный город по имени Типилис, окруженный Предместьями и множеством твердынь. Там выделываются шелковые и многие другие ткани».
В средние века Тбилиси стяжал себе известность производством оружия и художественных изделий из драгоценных металлов, керамики, эмали, кожи, шелковыми тканями Изделия тбилисских мастеров пользовались большой славой во всех странах Передней Азии и даже в Индии. Местные шкоды художественного производства имели многовековые традиции. Выдающийся арабский ученый — энциклопедист, уроженец Тбилиси Абуль-Фазль Хобейша ибн Ибрагим о Типилиси в своем труде «Описание технологий» высоко расценивал искусство тбилисских ремесленников. Его трактат, написанный во второй половине XII века, интересен тем, что большинство сообщаемых рецептов технологического и художественного производства разработаны в ремесленных мастерских Тбилиси. Письменные источники и сохранившиеся до наших дней произведения древнего прикладного искусства говорят о высоком мастерстве городских златокузнецов, эмальеров, мозаичников, керамистов, чеканщиков. стеклодувов, оружейников, успешно соперничавших с прославленными мастерами Царьграда и стран Ближнего Востока, На тбилисских базарах продавались лучшие чеканные украшения, хрусталь, черный янтарь и слоновая кость, доставлявшаяся из Индии.
Небезынтересно отметить, что несмотря на неоднократные вторжении иноземцев и на то обстоятельство, что в Грузии с 337 года государственной религией было провозглашено христианство греческого толка, грузинские цари внутри стремы традиционно придерживались политики веротерпимости. В Грузии была объявлена свобода вероисповедания и запрещено преследование иноверцев. Иноверцы имели в Тбилиси свои храмы, мечети, синагоги, святилища. Арабский географ X века Ибн-Хаукаль писал, что жители Тбилиси «питают дружеское расположение ко всякому случайному пришельцу, будь у него маломальская сметливость или отношение к предметам образования». Ему вторит историк XII века Альфарики: «При грузинском царском дворе мусульманские ученые пользовались таким почетом в уважением, какого они ив имели и среди мусульман».
Свидетельства о том, что Тбилиси в ту пору был типичным средневековым городом с трехчленной планировкой, оставили многие авторы, «А Тбилиси есть три города — Тбилиси, Кала и Испив. Эта слова принадлежат выдающемуся грузинскому географу и историку Вахушти Багратиони (1606—1773). составившему подробное географическое описание и карту города.
Как говорилось выше, родословная города начинается на правобережье в районе серных бань, примерно между теперешними Метехским мостом и мостом платиной 300 арагвинцев. На этот участок городской застройки в силу его исторического старшинства долгое время распространялось название всего города—Тбилиси. С середины XVII века, после того, как сюда из Ирана была переселена секта сеидов, его стали именовать Сеидабадом, а мы сейчас называем Абаносубни — Кварталом бань.
По склонам горы Табори взбирались плотно застроенные участки с узкими улицами и извилистыми переулками. На правом берегу устья Цавкисисцкали, куда стекала серная вода из бань, не разгибая спин, вымачивали и мяли бычьи и буйволиные шкуры кожевники. а южнее в специально устроенных печах обжигали домашнюю и хозяйственную утварь из глины гончары. Есть основания полагать, что в XII—XIII вв. на окраине Сеидабада было хорошо наложенное гончарное производство. Интереснейшие остатки гончарных печей и изделия из керамики открыты археологами в 1948 году во время работ по сооружению набережной. Со временен Сеидабад с его городским ремеслом постепенно приходил в упадок, так как горожане не только избегали селиться на юго-востоке, но и уходили отсюда из-за постоянной угрозы вторжении врага с этой стороны. На карте Вахушти большая часть Сеидабада покрыта плодовыми садами.

На северо-запад от Сеидабада, от речки Цавкисисцкали вплоть до площади Левина простиралась наиболее обширная часть города — Кала. Ее изначальным ядром была могучая крепость Наринкала. Главная и древнейшая городская твердыня занимала окончание и восточный склон Солалакского гребни Сложная система фортификационных сооружений общей площадью в 4 гектара имела форму двух примыкающих друг к другу прямоугольников. Малый прямоугольник—на самой высокой точке Солалакского гребня—образовывал Верхнюю крепость, а большой — Нижнюю. С запада к стене Нижней крепости прилегала старейшая рыночная площадь города. Вахушти называет ее Крепостной площадью! Она была любимым народным центром. Высокие мачта и парные столбы на ее восточной и эападной сторонах которые изображены на рисунке Турнефора (1701 г.), навели историков города на мысль, что обширная базарная площадь использовалась также для военных упражнений и игр. Они требовали не только ловкости и меткого глаза, но и блестящих качеств наездника, так как каждый участник состязания выступал на лошади.

Юго-восточные подступы к городу по правобережью охраняла еще одна, значительно меньшая по объему Таборская крепость — форпост, выдвинутый на извечно опасном направлении для города.

Извилистый, тесно застроенный торговый ряд Шуабазари—Серединный базар, тянувшийся примерно по линии современной улики Леселлидзе, Пушкина, Бараташвили и набережной) тогда именовалась Мухрантубани и имела ярко выраженный церковно-феодальный характер. Это был самый благоустроенный я прекрасный квартал города. Главная улица Мухрантубани начиналась от центральной проездной башни — Площадных ворот и шла параллельно реке (примерно по линии теперешних улиц Чахрухадэе и Сионской). Вдоль этой продольной оси средневекового Тбилиси размещались присутственные месть, главные храмы, дома Феодальной, служилой и торговой знати, лучшие караван-сараи. Поблизости от Площадных ворот стояла Анчисхатская базилика (тогда она называлась церковью св.Марии). За базиликой улица вливалась в просторную Батонис моздани (Царскую площадь), где объявлялись царские указы, вершился суд, обсуждались городские новости, заключались тортовые сделки. За это площадь получила второе название — Салакбо, что в переводе означает рынок, толкучка. А дальше, в окончании улицы, важным архитектурным эвеном являлся Сионский собор с постройками епископского двора. Площадь Салакбо в течение долгого времени, даже после присоединения Грузии к России, сохраняла свое значение и характерную атмосферу. Как писали «Тифлисские ведомости» в 1830 году: » Салакбо в 7 часов утра… по обыкновению покрыта была густыми толпами народа самого разного сословия, начиная от промотавшихся армянских маркитантов до первостатейного грузинского князя. Здесь постояные тифлисские жители и приезжие из провинции судят и рядят между собой о всякой всячине: о делах судебных, тяжебных, хозяйственных, торговых; заключают между собой сделки, займы и пр., рассказывают друг другу политические известия, частные происшествия и городские слухи, хвалят и осуждают но своему произволению жизнь и поведение знакомых и незнакомых, и отсюда, как от главного источника распространяются по разным направлениям вести».
Окрашенные в голубой, золотисто-желтый зеленый, кизиловый и табачный цвета — наиболее любезные сердцу тбилисца —фасады городских домов в лучах яркого южного солнца представали взору пестротканым ковром, сказочным видением.
Левобережная часть города — Исайя — хотя и застраивалась несколько позже, чем Сеидабад и Кала, но была довольно густо заселена. Население в Исайи и прилегающей к нему Аилабарской возвышенности умножилось после постройки на левобережье второй городской цитадели. Точная дата возведения укрепленного замка не установлена, но видимо, это произошло во второй половине V веха и связано со строительной деятельностью Вахтанга Горгасали. Крепость на левобережье располагалась почти у самого края скалистого плато — мыса (теперь именуемого Метехским), поднимавшегося в ту пору на 40—50 метров над клокочущей горловиной Куры. Укрепления состояли из двух отсеков общей площадью 0.7 гектара. Верхний отсек занимал собственно Метехское плато. А стены нижнего доходили до берега реки, заканчиваясь четырехугольной караульной башней.

Здесь уместно обратить внимание на одну любопытную подробность, свидетельствующую о прочности и неприступности Метехских стен. В 1046 году старейшины городского самоуправления пригласили Баграта IV владеть Тбилиси, но арабский гарнизон замка не подчинился царю. Баграт IV попробовал было силой взять замок и использовал для этого катапульты. Однако каменные ядра вдребезги раскалывались о стены Метеки, не причиняя им серьезного ущерба.

У подножья укрепленного замка Через Kуру был перекинут днухпролетный мост. Под ним свободно проплывали небольшие речные суда с товарами. Когда открываются шлюзы плотины-моста Трехсот арагвинцев и вода в Куре понижается до старого уровня, на левом берегу, примерно в 25 метрах от нынешнего Метехского моста, обнажаются остатки устоя древнейшего моста, сложенного из камня и кирпича. Этот мост упоминает Сабанисдзе (VII в.). Сабанисдзе далее сообщает, что на левом берегу, где скала «отвесная, неприступная», находится крепость-каземат, а за крепостными стенами — городское кладбище. Рядим, от кладбища пошло первоначальное наименование Метехского плато — Согдебели.

Метехский замок укрепляли и арабские эмиры, при них скальный массив прорезал огромный ров глубиной 10 метров и шириной до 70 метров. Ров протяжением свыше полкилометра опоясывал замок с восточной стороны и имел вертикальные края. Следы этого рва отчетливо различаются с противоположного берега, из Абаносубани. У рва заканчиваются тип 3 улицы теперешнего Авлабари: Чехова, Руисская и Meтехский переулок. По линии давно исчезнувшего рва проходит Мачарский переулок. При арабах территория Согдебели стала именоваться Исани.

Значение Исани в жизни Тбилиси неизмеримо возросло после изгнания арабов. Правители единого грузинского государства переносят сюда свою резиденцию. В XII—XIII вв. в Исани шли послы и гости из соседних земель и более дальних стран, здесь с участием членов Государственного совета решались вопросы войны и мира, судьбы Грузинского царства.

Массивные стены с боевыми и караульными башнями, как нельзя лучше ограждали царскую резиденцию ОТ беспокойного города. Вошедшему внутрь территории Метехского замка открывался пышный каменный дворец. Он был построен, как сообщает летописец, вельможей Джикуром во поручению царской семьи. Почти у самого обрыва стояла придворная Метехская церковь, а в отдалении, за дворцовым садом виднелись гостевые, служилые и хозяйственные постройки из камня. По церкви МетехскоЙ божьей матери плато Согдебели — Исани впоследствии стали называть Метехским.
Познакомив вас в общих чертах с планировкой средневекового Тбилиси, нельзя на сказать о характерном для древне грузинских зодчих благородном и чутком понимании ими гармоничной связи архитектуры и природы. Строители города, мастерски используя особенности рельефа долины Куры, создали уникальный архитектурный ансамбль, явно рассчитанный на восприятие с далеких расстояний и разных углов обозрения.

От двух высших точек на поперечной оси, образуемой крепостью Нарикала на правом берегу и Метехским замком на левом, профиль города спадал к Куре и к расположенной на ее берегу Цихис моэдани, — от Нарикала медленно, уступами, ритмично, а от Метехи внезапно и круто. Не представляет сомнений, что в эпоху средневековья такая демонстративность композиции поражала воображение, внушала подданным мысль о величии и недосягаемости царской власти. Можно представить себе силу впечатления, каков производил величественный Метехи-Нарикальский ансамбль на обитателей маленьких и тесных домиков- городские низы.

Центральным эвеном этой панорамы с XII века стал Метехский замок. На углу скалистого мыса высоко к небу вздымал свой шатровый купол Метехский храм. Его строгая вертикаль подчеркивала первенствующее значение царской резиденции, которое недвусмысленно подкреплялось грозным зубчатым силуэтом крепостных башен и стен. В глубине жилых кварталов правого берега почти на равных интервалах виднелись купола прочих каменных храмов. Их меньшие вертикали не могла соперничать с главной вертикальной осью средневекового города и как бы определяли верховенство, авторитет и незыблемость Метехского замка и его придворной церкви. Древний Сионский собор, и тот был вынужден посматривать на Метехскую церковь снизу вверх. Ведь со времен Давида IV Строителя назначение высших сановников церкви нуждалось в согласии и утверждении грузинских царей.

Архитектурный контур средневекового Тбилиси не дошел до нас в своей впечатляющей художественной цельности. Возведение двухъярусной набережной вызвало значительное поднятие правого берега Куры и всей обширной территории. В сравнении с древним мостом гораздо массивнее и шире габариты нового Метехского моста. Более чем в три раза повысился на этом отрезке уровень Куры. Стоявший на высоте в величественном отдалении, Метехский храм теперь зрительно приближен к нам, нарушены установленные безвестными мастерами пропорции, гармоничное соотношение храма со скалой, служащей ему постаментом. Нечто подобное претерпел и лик крепостных стен и башен Нарикала. И тем не менее старый ансамбль города продолжает очаровывать нас и пленять, захватывает человека своей величавой соразмерностью и красотой. Композиционное решение ансамбля Метехи — Нарикала является прекрасным олицетворением главнейшей части древней грузинской архитектуры — «созидать в мудром согласовании с природой», проявлявшей при этом безупречный вкус и идеальное чувство меры.

Все части города охватывал мощный пояс крепостных стен, образующий как бы внешнюю крепость. Они были сложены из камня и кирпича на крепком известковом растворе, укреплены контрфорсами и имели многочисленные башни. Тянулась ли стена вдоль правого береге Куры, между теперешними мостами Бараташвили и Метехским? На этот вопрос карта-план Вахушти Багратиони, составленная в 1735 году, отвечает утвердительно, хотя в ранних и более поздних подобных документах стена не обозначена. Согласно Вахушти сплошная цепь укреплений замыкала город и по правобережью Куры заканчиваясь где то южнее Свойского собора. Река сама по себе служила хорошей защитой и потому городская стена тут не имела башен: через равные промежутки, показывает Вахушти, ее укрепляли лишь мощные контрфорсы. Это сведения подтверждаются и автором очерка об истории Тбилиси, опубликованном газетой «Тифлисские ведомости» в 1831 году. Описывая городские стены правобережья, он сообщает, что «вдоль сих берегов мелькают также кое-где признаки древних укреплений».

Сеидабад с востоке тоже защищала высокая кирпично-каменная ограда, впоследствии разрушенная монголами и восстановленная при царе Ростоме (1632-1658). Городские стены все время надстраивались и укреплялись. Толщина их у основания достигала 4-х и сужалась вверху до 2-х метров, высота в зависимости От рельефа местности колебалась от 8 до 15 метров. Там, где рельеф понижается к Куре, стены словно вырастали, достигая предельной высоты.

Карта-план Вахушти дополняет наши представления о городской стене, помогает установить количество башен каменного «пояса» Тбилиси. Оказывается в средневековом Тбилиси было более 100 различных по форме башен (включая метехские и нарикальские). Их многочисленность напоминает о былом могуществе города. Сомневаться в этой цифре не приходиться: все исследователи отмечают большую научную достоверность и точность карты-плана Вахушти.

Форма башен (преобладали круглые, имелись и четырехугольные) — весьма компактных по объему — в основном зависела от их назначения: боевые, караульные, проездные (воротные).

На западе, городская оборонительная стена имела одну проездную башню — коджорскую, от которой шла дороге к селению Коджори. В северной стороне (по линия улицы Бараташвили), несмотря на сравнительно малую протяженность, было 3 ворот. Главные ворота Тбилиси свои расположением напоминали золотые ворота Константинополя. Все ворота запирались с наступлением сумерек. Опоздавшие путники ночевали в загородных караван-сараях.

В городе имелись и внутренние воротные башни. На продольной оси Нижней крепости располагались так называемые Крепостные ворота, выводящие к базару. Перед Банными воротами через речку Цавкисисцкали был перекинут мост к Сеидебаду. Воротные башня стояли и по обоим концам двухпролетного моста на Куру. Здесь царская стража придирчиво проверяла всех, кто проходил в Метехский замок и обратно.

За городскими стенами начинались предместья И слободки. К Метехи прилегала Авлабарская слобода, со временем окруженная оборонительной стеной. На северо-запад от Кала простирался Гаретубани, где хаотично и случайно, вперемешку с пустырями, располагались царские сады и виноградники, редкие усадьбы феодалов, окруженные домишками дворовой челяди. Крупные вельможи охотнее всего заводили свои усадьбы у городской черты. Живя в столице, они чувствовали себя здесь независимее, как в своих укрепленных замках.

Усиление царской власти благотворно сказывалось на городе. Богатые горожане и придворная знать строили себе дома и дворцы, украшая их снаружи и внутри. Основывались больницы и дома призрения, торговые и гостиничные заведения. Горные источники по водопроводу снабжали богатые дома и городские фонтаны питьевой водой. Иностранные гости восхищались банями, где вода «горяча без огня». В загородном Вересубани был построен Лурджи монастырь, а еще дальше сооружен монастырь Бегания. Летние резиденции царского двора были воздвигнуты в Дидубе и Табахмела.

В письмах, датируемых 1326—1329 гг., римский папа Иоанн ХХII сообщает: «в результате многих совещаний и расспросов убедились мы, что ТеФелис, столица Грузинского царства, является городом наилучшим, многолюдным, удобным, богатым», «знаменитым и замечательным».

Однако последующие века не были счастливыми для столицы Грузии. Богатый город разжигал аппетиты многих больших и малых завоевателей. Орды Чингисхана и Тамерлана, персы, турки не раз брали приступом его стены, грабили и сжигали его дворцы, жилища, оскверняли храмы. После падения Византийской империя (1453) и захвата турками-османами всей Малой Азии и Балканского полуострова произошло смещение главных торговых путей, ведших из Европы в Азию. В результате Тбилиси оказался вне системы мировой торговли. Переговоры грузинского царя Георгия VII в 1459—1460 гг. с европейскими монархами о совместной борьбе против султанской Турции не увенчались успехом.

Вторжения иностранных завоевателей, внутренние распри феодалов положили конец единому грузинскому государству. В XV веке оно распалось на отдельные царства и княжества. Но и после этой катастрофы Тбилиси оставался в сознании грузинского народа центром страны, хранителем ее политических и культурных традиций.

В XVII и XVIII вв. судьба по-прежнему была немилостива к Тбилиси. Особенно жестоки были походы персидского шаха Аббаса I (первая четверть XVTI в.), поставившего сабе целью истребить население Грузии, а территорию ее заселить кочевниками. Героическая борьба грузинского народа под руководством тбилисского моурави Георгии Саакадзе помешали осуществлению страшного замысла. Шах был вынужден отказаться от своего плана. Однако после гибели Саакадзе большей частью Восточной Грузии вместе с Тбилиси стали править цари-мусульмане (с 1632 по 1744 год).

В течение всей этой бурной эпохи правители Тбилиси, используя малейшую мирную передышку, старалась отстроить город. Строительство развивалось медленно, и, конечно, не шло ни в какое сравнение с «золотым веком» тбилисской архитектуры, но справедливости ради надо отметить, что строители той поры бережно относились к духу древнего городского ансамбля. Восстанавливая и ремонтируя полуразрушенные гражданские и культовые здания, вводя в систему города новые постройки, они в каждом отдельной случае осуществляли это с большим тактом и умением.

В этом нас убеждают путевые заметки представителя Парижского торгового дома Жана Шардена, посетившего Тбилиси в начале 1673 года и описавшего дворцовый ансамбль, отстроенный царем Ростомом в районе площади Ираклия на развалинах древнего дворца царя Гуарама. Широкие лестничные марши вводили посетителя в обширную приемную, пройдя которую посетитель попадал в огромный колонный зал — главное парадное помещение на втором этаже. Длина зала 33.5 метра (110 футов), ширина 12 метров (40 футов). Потолок, украшенный затейливым мозаичным орнаментом, опирался на 12-метровые расписные колонны. Устланный дорогими коврами, зал хорошо отапливался и освещался массивными, каждый весом до 40 фунтов, золотыми н серебряными канделябрами. На третьем этаже располагались 32 комнаты — покои царя и царицы. Их окна выходили на большой тенистый сад со стороны Куры. В подклетном этаже были кладовые, поварня, хлебопекарня и другие хозяйственные помещения. В дворцовый ансамбль входили два боковых флигеля для свиты царя и царицы. Строгий западный фасад такой завидной чистоты ланий, какую может создать только тесаный камень, был обращен к просторной прямоугольной площади, на которой свободно размещалась тысяча всадников. Вокруг площади стояли духаны и длинный каменный гостиный двор — торговые ряды. «В них такое разнообразие иностранцев, какого не встретишь нигде. Здесь ведется большая торговля», — писал Шарден.

В 1744 году, использовав междоусобицы в Иране, царь Теймураз и его сын — выдающийся государственный деятель, полководец и дипломат Ираклий II—изгнали захватчиков из страны. В 1762 году Тбилиси стал столицей, главным торгово- ремесленным и культурным центром Восточно-Грузинского царства. Вновь расцвели рынки Кала, удивляли своим искусством оружейники и ювелиры. «Лавок с красным товаром, рукоделиями И съестными припасами в Тифлисе до 500» — сообщал я Санкт-Петербург русский военный атташе.

В царствование Ираклия И (1762—1796) были разрушены стены Нижней крепости, ее территория пошла под городские постройки. В Верхней крепости Ираклий II повелел устроить оружейно — пушечную и пороховую мастерские, а по линии современного моста Бараташвили построить второй мост на Куре. Возобновили работу монетный двор и царская типография, заработали солеварни, кожевенные, гончарные, мыловаренные и другие мастерские. После долгого перерыва открылись грузинский профессиональный театр и философская семинария, в которой обучались дворянские дети.

Однако враждебное окружение и экономическая отсталость из-за почти 400-летней борьбы с завоевателями не могли не сказаться на жизни страны и прежде всего ее столицы. Грузии необходим был надежный и сильный союзник, который помог бы ей в борьбе против иноземных захватчиков.

Таким союзником стала растущая Русская держава. Начиная с XV века грузинские цари не раз обращались за помощью к России. Тесные дипломатические и военные связи завершились в 1783 году подписанием Георгиевского трактата, по которому Восточно-Грузинское царство принимало покровительство России. Жители Тбилиси торжественно отметили это событие.

Стремись добиться разрыва русско-грузинского союза, Турция и Иран усилили военный нажим на Грузию. В 1795 году шах Ага-Мохаммед-хан с 35-тысячным поиском подступил к стенам Тбилиси, Пятитысячное войско престарелого Ираклия II встретило врага на Крцанисских высотах и выиграло первый бой. На второй день, узнав от предателей о малочисленности грузин, шах повернул обратно свои отступившие было орды и ворвался в Тбилиси. На восемь дней город был отдан кизылбашам на разграбление. Именно в эти дни было превращено в руины подавляющее большинство его исторических памятников. Враг разрушил и поджег Верхнюю крепость и нагорные кварталы, стер с лица земли две трети домов Кала и всего Авлабари, разрушил все царские дворцы и прилегающие к ним жилые и общественные постройки, уничтожил оба моста на Куре. Тогда же сгорела богатейшая библиотека Багратионов, а также личная библиотека видного ученого Антона I (Теймураза Багратиони), насчитывавшая до семи тысяч книг и рукописей.

Сохранилось предание, что сам шах все эти во семь дней и ночей просидел в царской бане. Будучи импотентом, он надеялся избавиться от недуга с помощью теплых серных источников, но увы. Разъяренный шах приказал заодно разрушить и тбилисские бани.

В 1801 году Восточно-Грузинское царство присоединилось к России и стало именоваться Тифлисской губернией. В последующем в состав Российской империи вошли и остальные грузинские земли. Раздробленная, разграбленная, стоявшая на грани физического и духовного истребления Грузия вступила, говоря словами великого грузинского поэта Акакия Церетели, в «братский союз с Россией, рука об руку с которой она пожелала идти для осуществления не только национальных, но и общечеловеческих идеалов…».

Тбилиси стал административным центром Тифлисской губернии, резиденцией главнокомандующего русскими войсками на Кавказе, а с 1845 года — наместника русского царя. В городе, который по словам К.Маркса являлся «центральным пунктом царской власти в Азии», возводятся несколько складов и казарменный арсенал, в Мухрантубани на развалинах дворцов грузинских царей в 1803—1810 гг. строятся дома гражданского губернатора, полицейского управления, казенной палаты. Обещая льготы и даровые земли, царская администрация привлекала в город новых поселенцев.

Город расширялся я северу, занимая территорию предместий и окрестных деревень: еще в первом десятилетии XIX века начался снос городской стены. Новые градостроители заботились о том, чтобы он развивался по определенному плану — улицы прокладывались параллельно или перпендикулярно Куре. Были разработаны «типовые» проекты домов для разных слоев населения, различавшиеся по масштабу и богатству своей внешней и внутренней отделки, но общими для них были четкая планировка прилегающего к дому участка и обязательное соответствие фасада «утвержденному свыше образцу». Что касается внутренней Планировки, инструкция предоставляла домовладельцу право «располагать внутри строения как хочется. В результате сложился своеобразный так называемый тбилисский жилой дом, сочетавший в себе элементы ордерной и национальной архитектуры. В одном лишь 1831 году, сообщали «Тифлисские ведомости», было построено «до двадцати новых двухэтажных домов».

Дом горожанина среднего достатка в XIX веке представлял собой двух — трехэтажное строение с непременным подвалом. На первом этаже купеческого дома располагался магазин, а выше — жилые помещения. Большие — во всю длину дома — поэтажные деревянные балконы или веранды в большинстве случаев были обращены во внутренний двор. Их украшали точеные столбы, узорчатая резьба венцов и балясин. Наружная лестница со двора вела сначала на балкон, а оттуда в комнаты для домочадцев. Свет проникал в них только через балконные окна. Планировка комнат, в основном, была анфиладной: сначала вы Попадали в большую комнату, а из нее — направо и налево — в меньшие. Почти во всех комнатах имелись стеклянные шкафчики (гянджины) и ниши. В дальних углах балконов иногда устраивала: кухни и кладовки. Старожилы утверждали, что такие жилища имеют свое преимущество: благодаря деревянным балконам, зимой в них сравнительно тепло, а летом сохраняется прохлада, что особенно важно в знойные часы.

«Все стены были наполнены нишами, к некоторым из коих были приделаны ореховые ромы со стеклами. Сквозь стекла видны были вакхические принадлежности: граненые графины, стаканы, турьи рога оправленные серебром с чернь», кулы (серебряные кувшины с узким горлышком) и азарвеши (серебряные ковшики для вина), чайные чашки и прочие домашние роскоши. Потолок был разрисован какими-то причудливыми лесными разноцветными узорами. На стенах висели несколько масляных картин… — произведения здешних природных живописцев, коих искусство наследственно передается от отца к сыну. К масляным картинам присовокуплены были лубочные гравюры. Против входа стояло европейское канапе, на котором сидели несколько грузинок. Против канапе стояла низкая, широкая, покрытая ковром, тахта. Пол был устлан войлоками и коврами. У стенки стояли стулья. У канапе был поставлен круглый стол, на котором грузинки играли в шахматы. Под зеркалом стоял купленный на базаре ломберный стол без сукна (очевидно, столик с нардами). На другом столе разбросаны были все принадлежности игры в лото… — перенятое у европейцев старинное препровождение временя», — писали в 1829г. «Тифлисские ведомости». К концу первой четверти прошлого столетия Тбилиси снова обрел облик кипучего, энергичного торгового города. В одном нз своих писем французский консул Шарль Гамба писал, что в Тбилиси в один и тот же день приезжают негоцианты из Парижа, курьеры из Петербурга, купцы из Константинополя, англичане из Калькутты и Мадраса, армяне из Смионы и узбеки из Бухары, так что этот город может считаться главным узловым пунктом между Европой и Азией.

В 1849—1853 гг. по проекту архитектора Джовавнн Скудиери сооружается Воронцовский мост на Куре (ныне реконструированный мост). Его малая часть была перекинута через рукав Куры и в свое время имела самый длинный в пределах Российской империи каменный пролет — 32 метра. Сейчас под этим пролетом проходят набережная.

В середине XIX века административный центр Тбилиси из Мухрантубани переносятся в Гарету6ани (район быв. площади Ленина и проспекта Руставели). Здесь возводятся первые большие здания.

История Тбилиси