Новый музей Акрополя

Дизайном музея Акрополя занимался Бернар Шуми, родившийся в Лузанне 25 января 1944 года. Проект нового здания музея Акрополя был создан совместно с архитектором Михаилом Фотиадисом и по итогам 2-го конкурса он стал победителем. Здание возведено на юге со холма Акрополя, вблизи от его основания, находящегося на старинной улице Дионисиу Ареопагиту, ведущей в древние времена к «Священной горе». Музей, который построен всего 250 метрах от Парфенона, является самым значимым сооружением, когда-либо расположенным в такой близи от древнего храма.

Никто не может дать гарантии в том, что парфенонский мрамор будет когда-нибудь возвращен из Британского музея обратно на родину. А ведь в проекте здания заранее была предусмотрена прямоугольная стеклянная галерея, предназначенная для имитации парфенонского мрамора, с повторением геометрии и гармонии расположения, как и на храме Парфенона (21х58 метров). Сквозь стеклянные витражи галереи посетители также могут разглядеть и сам Парфенон.

В основном зале музея взору предстает место археологических раскопок Макриджианни, а также различные временные экспозиции. Широкий коридор, расположенный под небольшим уклоном, ведет посетителей на первый уровень. Благодаря прозрачным стеклянным секциям в полу коридора, экскурсанты могут детально рассмотреть все археологические раскопки, которые были обнаружены при подготовке площадки к началу строительства.

Как и предполагалось в набросках, по краям коридора нового музея стоят предметы, которые были найдены в Святилище Асклепия, Святилище Нимф и других местах на склонах Акрополя. Сердцевиной здания является высокая трапециевидная конструкция, сложенная из нескольких ярусов, где расположены музейные экспонаты, охватывающие период от Архики до появления Римской империи. Также здесь находится мультимедийная аудитория и мезонин с баром-рестораном и прекрасной панормамой на Акрополь.

На крыше музея Акрополя находится галерея мрамора Парфенона, которая окружена открытой смотровой площадкой. В середине находится стеклянная часть с видом на Акрополь. Стекло защищает экспозицию от жары и создает идеальные условия для любования скульптурами. Эта галерея повернута на 23 градуса по отношению к полу и стенам здания, и очень точно повторяет ориентацию Парфенона, просматривающегося изнутри сквозь стекла.

Фундамент здания музея Акрополя занимает площадь более 2х кв. км, где ранее перед началом строительства были найдены археологические раскопки VII, VI и III веков. Сквозь прозрачный пол музея можно полюбоваться на эти раскопки. Чтобы это стало возможным, в строительстве использовались новые технологии, а в качестве основного материала отделки использовался мрамор, стекло и специально разработанный бетон.

Строительство музея Акрополя планировалось закончить к моменту проведения Олимпийских игр 2004 г., которые должны были пройти в Афинах, однако из-за различных судебных разбирательств и юридических проблем торжественное событие по открытию каждый раз откладывалось. Во время строительства музея Акрополя были также обнаружены и древние предметы, которые представляют археологическую ценность, а особенно если вспомнить, на каком расстоянии от Акрополя возведено здание музея.

Большой интерес ученных вызван найденным комплексом жилищ, которые были построены в VII веке до нашей эры Остальные раскопки относятся к еще более позднему времени. Согласно мнению экспертов, все это позволяет пролить свет на развитие и эволюцию древнего города и дает возможность сразу окунуться в мир обычных древних греков, которые не очень похожи на знакомую нам элиту. О своих находках строители заявили в аппеляционный суд Афин, который вначале вынес решение о приостановке строительства на месте раскопок, а уже затем разрешил продолжать строительство музея Акрополя только при условии бережного отношения к древностям.

Сторонниками строительства здания Нового музея Акрополя были сделаны различные заявления, о том, что все упреки в их адрес являлись абсолютно беспочвенными. Ими были даны обещания того, что все, что будет найдено останется на тех же самых местах и станет частью экспозиций музея. Помимо самих участников строительства подобные заявления были также сделаны и Дэвидом Хиллом, членом Британского комитета по реституции мрамор Парфенона, который на момент строительства был частым гостем музея. Музейные работники рассказывают о том, что за время пятилетнего строительства музея и проведения раскопок было потрачено свыше 5 млн. евро с целью сохранения реликвий древней цивилизации.

Томас Брюс, являющийся седьмым графом Элджином и британским послом у Османов в Константинополе, после незаконно полученного разрешения, начиная с 1806 года, вывез в Англию из Греции ценные образцы античного периода, в числе которых находилась и часть фриза Храма Парфенона. Эти бесценные памятники искусства, которые известны в Англии как мрамор Элджина, в 1816 г. выкуплены британским правительством и перевезены из гаражного помещения фамильного дома Элджинов, находящегося в Британском музее, в Бурлингтон Хаус.

Британским музеем не раз было сделано заявление, в котором ясно давалось понять, что коллекция мрамора никогда не переедет из Лондона в Афины, а греческому правительству от них поступало предложение о том, чтобы на время позаимствовали мрамор для показа в стране. В своих заявлениях англичане очень осторожны, и если греческое правительство сделает запрос о временном перемещении ценностей, то он будет очень тщательно рассмотрен. Однако представитель музея, дал точно понять, что в связи с особенностями хранения экспонатов не каждый подобный запрос будет удовлетворен.

Традиционно жители Англии считают в незыбленности своего права в отношении мраморного фриза, даже несмотря на предложение о равноценном обмене остальных произведений античного искусства на мраморный фриз. Нил МакГрегор, директор Британского музея, в последнем своем заявление, сказал о том, что парфенонский мрамор только в Лондоне может быть доступен публике в первозданном виде. Сотрудник отдела по связям с общественностью музея Хана Бултон также подтвердила, что возведение нового музея в Афинах ни коем образом не может повлиять на сложившуюся ситуацию.

Англичане давно известны своими архаичными взглядами на мораль. Этим характеризуется и современная Великобритания и ее долгая славная история, в которой всегда было место традициям. Однако большинство людей во всем мире считают, что сегодняшнее поведение Англии в споре за элджинскую коллекцию мрамора пятнает ее флаг или как его еще называют англичане «Юнион Джек».

Ситуация эта довольно непростая и желания усугублять ее нет, но все-таки правильнее было бы вернуть коллекцию мрамора Элджина, которая в действительности является парфенонской коллекцией, обратно на родину в Афины. Коллекция является частью Храма и должна быть с ним. Она является частью богатой истории греческой цивилизации, которая принадлежит народу Греции, но никак не Британии. Интересно было бы посмотреть на позицию Великобритании, если бы часть драгоценных камней легендарной кроны, которая в настоящий момент находиться в лондонском Тауэре, была бы украдена греками, и выставлена на смотр публике в одном из музеев Афин, и при этом греческое правительство бы ни под каким предлогом не соглашалось возвратить их законным владельцам.

С тех событий прошло 200 лет и пришло время восстановить справедливость. Необходимо вернуть грекам их историческое прошлое, которое принадлежит им по праву. Часть прекрасного и удивительного Парфенона должно вернуться в Афины. Пятно на флаге Англии растет с каждым днем. Так эту проблему озвучили уже на весь мир. Упрямство, у которого нет достойных мотивов, не увеличивает уважение и не делает чести ни кому из британцев-участников спора.

Димитрис Пандермалис, профессор археологии Университета Аристотеля, находящийся в Фессалониках, который с 1970 года является директором Дионских раскопок, а также был президентом Организации по воссозданию современного Акропольского музея, и 7 лет своей жизни, посвятившей оэтой проблеме, заявил о том, что ему все равно, кто будет владельцем скульптурной композиции, главное, чтобы она была возвращена храма, частью которого является.

На протяжении долгого времени официальные лица говорили, что при восстановлении экспозиции в этом музее Акрополя будет достаточно места места для недостающих фрагментов композиций на тот случай, если Великобритания все-таки решит вернуть драгоценный мрамор на его законное место.

От Пандермалиса поступало предложение о том, чтобы пустые места музея Акрополя заполнить пластиковыми копиями недостающих частей композиции, которые на данный момент находятся в Англии, а для того чтобы они отличались от подлинников загородить их серыми экранами. На этих образцах свет нарочито сделан приглушенным, как бы говоря посетителям о том, что недостающие части композиции «томятся в темнице» в Британском музее.

К большому сожалению, даже если Англия вернет мрамор обратно в Грецию, то в целой композиции парфенонского фриза все равно останутся пустоты. Оказывается часть ее была потеряна во времена различных потрясений, которые были в Греции, среди них и перестройка древнего языческого храма в церковь для христиан, которая проходила в 449 г. до нашей эры, и период, когда турки использовали Парфенон для военных целей, в результате чего в 1687 г. во время так называемой венецианской осады Акрополя по Парфенону был нанесен прямой удар пушечным ядром. Эти недостающие части в новой экспозиции так и остались незаполненными.

Тот мрамор, который на протяжении многих веков находился в Греции и находился под отрицательным воздействием природных факторов, специалисты очистили при помощи лазеров и в настоящее время он находиться на хранении. Музей Акрополя, расположенный на вершине Акрополя, который на протяжении долгих лет был открыт для посетителей, в 2007 г. закрыли с целью подготовки его экспозиций к переводу в новый музей. В 2009 г. Новый Акропольский музей открылся, предлагая взору своих посетителей свыше 3 тысяч экспонатов, которые рассказывают в музее Акрополя об истории Греции.