Осирис

Многие источники, рассказывающие об истории Древнего Египта, рассказывают нам о том, что во все времена при любых правителях египтяне особо почитали бога мертвых, имя которому Осирис. Вероятно, такое почитание связано с особым местом культа загробного мира в древнеегипетской культуре. Известно также и самое архаичное из написаний имени бога Осириса. Оно состояло из двух иероглифических знаков – «трон» и «глаз». Трактовать эти символы можно абсолютно по-разному, однако, вероятно, истинное их значение уже достаточно сложно установить, так как для этого необходимо проникнуться культурой и менталитетом самых древних египтян. Последние же трактовки имени Осириса более определенны. Так, первый слог его имени, читающийся как Аус (Ус), в расшифровке значится как «сила бога солнца Ра».

Согласно легенде, в самые далекие времена Осирис был реальным египетским царем, который подарил египтянам практические знания, позволившие им в дальнейшем заниматься садоводством, виноделием и разведением скота. Однако светлый период царствования прекращается после того, как Осириса убивает собственный брат Сет в стремлении властвовать в Египте. Предание гласит о коварности Сета, который сделал специальный похоронный саркофаг, который должен был прийтись в пору его старшему брату. После этого жестокий бог организовал пир, на котором заявил, что подарит это изделие тому, кому саркофаг как раз придется по размеру. Как только Осирис оказался в саркофаге, помощники Сета захлопнули крышку. Залитое свинцом погребальное вместилище сбросили в Нил, в надежде на полное избавление от великого бога. Но Исида, жена и сестра Осириса вскоре разыскал его труп. Солнечному богу Ра стало жаль богиню, горькими слезами оплакивавшую смерть любимого вместе с сестрой Нефтидой. Тогда он отправляет на помощь Анубиса – бога, предстающего в образе шакала. Он организовал процесс захоронения, объединив рассыпавшиеся части тела Осириса и забальзамировав его. Так, согласно преданию, произошел первый в истории обряд мумификации. Но на этом легенды не заканчиваются. Считается, что после проведения обряда Исида обернулась соколицей и с помощью некоего волшебства смогла зачать от Осириса ребенка. Позже богиня произвела на свет Гора, который предстал как единственный наследник когда-то всемогущего бога.

Естественным желанием и предназначением Гора стала месть за коварный заговор против Осириса, приведший к его смерти. Долгое время молодой бог пытается восстановить справедливость, и, в конце концов, это ему удается. Став полноправным властителем Египта, Гор воскрешает отца, для чего молодому царю приходится пожертвовать глазом. Однако Осирис отказывается от земной власти в пользу Подземного царства, тем самым предоставляя Гору право самому быть царем.

Культ Осириса является одним из старейших в древнеегипетской традиции, поэтому с течением истории образ этого бога обрастал все новыми и новыми элементами и дополнениями. Так, в разное время его почитали как земного царя, как умирающего и вновь возрождающегося бога, как бога созидания, повелителя Нила и луны, как строгого судью загробного мира, как бога, предстающего в образе быка и т.д. Постепенно все эти мифы слились в одно общее комплексное представление об Осирисе.

Вероятно, свое начало мифология Осириса берет еще во времена существования родового строя. Постепенно, с развитием и усложнением социальной системы Египта, совершенствуется и культ Осириса. Так, особенно ярко в культе этого бога проступают такие черты, как почитание Осириса в качестве мудрого правителя и бога созидания, что в реальности в древнеегипетской культуре нашло отражение в культе фараона.

Что касается символики Осириса, то здесь тоже можно найти большое количество знаков и особенностей, хронологически формировавшихся в различные эпохи развития Древнего Египта. Так, на голове Осириса чаще всего красуется корона, изготовленная из стеблей папируса, из папируса же сделана и лодка, на которой перемещается бог. Символом великого бога является знак «джед», представляющий скрепленные между собой пучки тростника. Вообще, растение – непременный спутник Осириса. Так, рядом с его престолом нередко можно увидеть цветок лотоса, несколько деревьев или вьющийся виноград. Кстати, последний нередко обвивает и навес над Осирисом, и даже самого бога. Место захоронения бога также всегда изображается в сопровождении растений: нередко священное дерево (или четыре дерева) прорастают прямо из его гробницы. Сам Осирис может изображаться в образе феникса, сидящего на ветвях дерева.

Уникальной особенностью культа Осириса является тот факт, что, несмотря на очевидную архаичность связанной с ним мифологии, священникам Древнего Египта удалось сохранить традиции, связанные с ней довольно долго. Более того, многие источники, говоря об Осирисе, даже не называют его по имени, а называют просто «бог». В плане величия и значимости бог Осирис сопоставим с солнечным богом Ра, только первый являлся покровителем загробного царства, а второй – повелителем земной жизни.