Театр Диониса

Когда-то Афинский Акрополь был духовным центром Афин, а начиная с VI века до нашей эры его южный склон стал считаться интеллектуальным центром Афин. После того как Писистрат укоренил культ Диониса, на этом месте было построено Святилище Диониса Элевтерея. В этом довольно небольшом храме Афинского Акрополя стояла древняя статуя бога-покровителя театра, а лишь в IV веке до нашей эры возвели галерею и новый храм со статуей Диониса, которая была выполнена из слоновой кости и золота.

С северной стороны от святилища Писистрат построил круглую площадку для танцев, которая также была посвящена Дионису. Позже на этом месте был построен Театр Диониса, который изначально был деревянным, а спустя век ступени для сидения зрителей заменили на каменные и построили постоянную сцену. Дважды театр уничтожали, первый раз в 86 г. до нашей эры его уничтожил Сулла, а второй раз это произошло в 277 г. н. э. во время нашествия племен герулов. Однако оба раза театр восстанавливали заново.
Совсем недавно некоторые части этого архитектурного ансамбля и остатки парадных стен Театра Диониса отреставрировали. Театр Диониса является первым театром мира. Зрители этого театра впервые увидели бессмертные драмы Античности.

Сама драма – вид театрального представления, появившегося из ритуальных сцен, в основном из пантомимы, танцев и «дифирамб» — песен, которые исполнялись под аккомпанемент флейты. В природе тех драм большую часть занимала религиозная составляющая, так как в основном их разыгрывали во время праздников, посвященных Дионису. В сатирической драме, отдельном виде драме, танцоры представлялись спутниками богов и сатирами.

По результатам исследований историков, где-то примерно в середине VI века до нашей эры при правлении в Афинах Писистрата поэт по имени Теспис из дема Икариос (район в древних Афинах, который сейчас носит название Дионисос) добавил в хоровое пение дифирамбов новый вид представления. Теспис добавил декларирование стихов, декламируемые без музыки, в виде ответов на слова, прозвучавшие из уст певцов во время песни. С тех пор Теспис стал считаться отцом театра в целом и стиля трагедии в отдельности.
В это же время Писистрат вводит новый большой праздник, называемый Великая Дионисия, который был посвящен богу Дионису и проходил в конце марта. Сначала это праздник шел пять дней, позже стал идти шесть дней. Четыре дня посвящались театральным представлениям, которые проходили в Театре Диониса, расположенном на склонес юга Акрополя.

Действия показывались и во время другого не менее значимого дионисийского празднества, называющегося Ленэи. В финальной части выступали три поэта, каждый из которых представлял одну сатирическую драму и три трагедии. Развитие драматической поэзии стало проявлением продвинутой греческой демократии, так как, несмотря на то, что сама тематика трагедий имела корни в мифологии античного времени, тем не менее с игрой актеров при помощи поэтов она затрагивала аллегорически и косвенные упоминания повседневных проблем и тревог, которые были отражением социальной и политической жизни города.

С другой же стороны комедия получала свои сюжеты из социального строя и обычной жизни граждан Афин, которой они жили в те времена. В центре комедии были социальные и политические события, человеческие пороки и суеверия. Высшего художественного развития драматический театр достиг в V веке до нашей эры, когда публика слушала произведения таких известных поэтов-трагиков, как Эврипид, Софокл, Эсхил, а также комедиант Аристофан. Комедия заметно видоизменилась, когда в конце IV века Менандр ввел понятие «нова комедия», где в качестве тематики была повседневная жизнь горожан.

В 1838 г. на месте Святилища Диониса начались раскопки под руководством Греческого Археологического общества. Закончились они лишь спустя столетия. Благодаря этим раскопкам мы можем увидеть сохранившееся здание театра и значительную часть святилища, которое включает в себя 2 храма, посвященных Дионису.

Почти 60 лет назад велись раскопки на Одеоне Перикла, открывшие миру прекрасное большое здание с огромным количеством колонн Афинского Акрополя. Работы в этом месте проводили Кастриотис (1914-1927 годы) и Орландос (1928-1931 годы), а результатом этих раскопок стало появление северной части здания и пяти колонн, которые находились на северо-восточном углу.